Битва за ширину колеи

Автор: | 27.03.2017

Изамбард Кингдом Брюнель (1806-1859) мечтал о грандиозных железных дорогах. На своей железной дороге Great Western (GWR), основанной в 1835 г., он отказался от привычной колеи в 4 фута 8,5 дюймов, потому что полагал, что такой колеи недостаточно для безопасного и плавного движения на более высоких скоростях. Именно такое движение он собирался организовать на относительно ровном и прямом пути от Лондона до Бристоля. Брюнель щедро принял ширину колеи 7 футов. Главным недостатком было то, что GWR по ширине колеи отличалась от всех остальных, и поэтому грузчикам приходилось переносить грузы, а пассажирам — пересаживаться на другие поезда при поездке из районов, которые не обслуживались поездами GWR.

Первый паровоз железной дороги GWR отправился с вокзала Паддингтон в западном Лондоне 4 июня 1838 г. вслед за «North Star» (Северная звезда) Стефенсона, большим паровозом типа 2-2-2 «Patentee». «North Star» первоначально построили с шириной колеи 5 футов 6 дюймов для железной дороги New Orleans Railway в США. Вследствие расторжения контракта паровоз приспособили для 7-футовой колеи и стали использовать на железной дороге GWR. Одновременно в эксплуатацию поступил аналог этого паровоза — «Morning Star» (Утренняя звезда). «Morning Star имел движущие колеса диаметром 7 футов и внутренние цилиндры 16 х 16 дюймов. В те годы техника быстро устаревала, и в 1854 г. на «Morning Star» установили более мощный котел и новые цилиндры, прослужившие 33 года. После списания паровоз хранился в Суиндоне, графство Уилтшир, пока по произволу начальства не был отправлен на металлолом. Пытаясь искупить свою вину, железная дорога GWR в 1925 г. построила точную копию, использовав оригинальные запасные части. Она выставлена в Суиндонском железнодорожном музее.

Читайте также:  Британские паровозостроители XX в.

По большей части другие паровозы железной дороги GWR с широкой колеей оказались механическими уродцами, меньшим из зол были шесть локомотивов типа 2-2-2 с движущими колесами диаметром 8 футов, изготовленные на литейном заводе «Vulcan» Тайлера.

Эти паровозы представляли собой копии «Pantenee», но с небольшими котлами низкого давления. Их доставляли из Манчестера, графство Ланкашир, в Лондон по морю, а затем по каналу в Уэст-Драйтон, графство Мидлсекс. Среди их причудливых собратьев были два паровоза типа 2-2-2, построенные на заводе «Mather & Dixon». Они имели 10-футовые движущие колеса из клепаных железных пластин.

У широкой колеи было много противников, и в июле 1845 г. собралась Комиссия по ширине колеи, чтобы выбрать между двумя противоположными вариантами. Были организованы скоростные испытания, победу в которых одержал паровоз «Ixion» (Иксион) Даниэля Гуча, имевший 7-футовую колею железной дороги GWR. «Ixion» с составом весом 80 имперских тонн (81 284 кг) развил скорость 60 миль в час (96,6 км/ч). Лучший результат среди паровозов со стандартной шириной колеи был медленнее и составил 53 мили в час (85,1 км/ч). Его показал новый паровоз типа 4-2-0 Стефенсона с движущими колесами диаметром 6 футов 6 дюймов. Хотя комиссия посчитала, что 7-футовая колея превосходит стандартную по всем показателям, выбор оказался в пользу стандартной колеи, потому что она уже использовалась на большей территории. В 1848 г. парламент постановил в будущем использовать только одну колею — узкую. Железной дороге GWR пришлось смириться с неизбежным и проложить пути с колеей 4 фута 8,5 дюймов на всей своей территории и в мае 1892 г. полностью отказаться от широкой колеи.