Российские ученые, инженеры и пилоты, среди которых было немало наших соотечественников-украинцев, внесли ощутимый вклад в развитие военной авиации. Так, полковник Сокольцев в 1911 году впервые сумел установить связь по радио между самолетом и землей. В 1913 году офицер Поплавко впервые смонтировал и применил на самолете пулемет «Максим». В том же году в небо поднялись тяжелые многомоторные машины «Илья Муромец» и «Русский витязь», созданные на Русско-Балтийском заводе. Именно эти «летающие богатыри» положили начало бомбардировочной авиации дальнего действия: кроме четырех пулеметов, оба самолета оснащались устройством для прицельного бомбометания. 1913 год стал также и датой рождения гидросамолетов — крылатых машин, способных приземляться на поверхность водоемов. Честь его создания принадлежит конструктору Дм. Григоровичу и инженеру М. Лобанову, который сконструировал специальные лыжи для «водоплавающей» машины.
Безопасность полетов (авиаторы в те времена часто гибли из-за несовершенства самолетов) заметно повысилась после того, как изобретатель Г. Котельников создал первый в мире ранцевый парашют РК — 1.
Говоря о самолетах того времени, нельзя не упомянуть и о выдающихся мастерах пилотирования. Имя одного из них — Петра Нестерова — увековечено в названии одной из самых сложных для исполнения фигур высшего пилотажа — «петли Нестерова», ( или «мертвой петли». П. Нестеров, как и другой выдающийся летчик К. Арцеулов, был одним из создателей техники пилотирования самолетов-истребителей и тактики воздушного боя.
Именно Нестеров 26 августа 1914 года провел первый в истории воздушный бой с австрийским аэропланом «Альбатрос», применив воздушный таран после того, как
у него закончились патроны для пулемета. Оба летчика в результате столкновения боевых машин погибли. Это произошло в небе над украинским городом, а похоронен выдающийся «крылатый витязь» в Киеве.
«Русский витязь», известный на Западе под прозвищем «Балтийский гранд», был не только самым тяжелым и грузоподъемным самолетом в мире, но и первой крылатой машиной, имевшей герметически закрытую кабину
В России в 1914 году был построен первый в мире авианосец «Орлица», на котором базировалась эскадрилья гидросамолетов М-9 конструкции Дм. Григоровича, или, как их тогда называли, «летающих лодок». М-9 имели потолок высоты 4 тыс. м, скорость около 130 км/ч, а продолжительность полета — около 5 часов. В носовом отсеке гидросамолета располагался воздушный стрелок с пулеметом, а бортмеханик, пока командир пилотировал машину, сбрасывал бомбы, подвешенные под крыльями
Памятник Петру Нестерову