Легче воздуха

Кто на войне дальше видит, тот имеет больше преимуществ  —  эта несложная истина известна с глубокой древности. Поэтому первым военным применением летательных аппаратов стала разведка и корректировка огня артиллерии. А первыми аппаратами, на которых человек поднялся в небо, были аппараты легче воздуха  —  аэростаты и дирижабли.

Детская игрушка  —  летающий бумажный шар, наполняемый дымом или горячим воздухом, была известна давным-давно. Но только в 18 веке во Франции братья Жозеф и Этьен Монгольфье сконструировали первый воздушный шар, способный поднять человека. И буквально сразу им пришла в голову мысль заменить горячий воздух газом водородом, который намного легче воздуха. Подъемная сила шара сразу резко увеличилась. Первые полеты на воздушных шарах состоялись в 1783 году, а уже через два года исследователь Ж. Блан-шар и врач Г. Джефрис перелетели на воздушном шаре через пролив Ла-Манш. В том же году произошла и первая в истории воздухоплавания катастрофа  —  один из воздушных шаров загорелся в воздухе, а его пилоты погибли. Горький урок не прошел даром  —  Ж. Блан-шар изобрел парашют для спасения аэронавтов, а первый в мире удачный прыжок с парашютом совершил Ж. Гарнерен в 1797 году. С этого времени воздухоплаватели  —  мирные и военные  —  стали чувствовать себя на высоте более уверенно.

Шар братьев Монгольфье. С гравюры 18 века

 

 

И все же аэростатам  —  так стали называть воздушные шары  —  не суждено было стать боевыми машинами. Они не могли передвигаться в нужном направлении, а подчинялись воздушным течениям. Поэтому изобретатели все чаще задумывались о создании управляемого аэростата  —  дирижабля. Название этого летательного аппарата происходит от французского слова  —  «управлять, править».

Лишь с появлением мощных и легких двигателей внутреннего сгорания дирижабли поднялись в небо Европы и США. В 1872 году австриец П. Хейнлейн построил дирижабль с газовым двигателем, и с этого времени повсюду начали создаваться новые модели этих летательных аппаратов.

Военный дирижабль, причаливающий к мачте военного судна (1931 год)

 

 

 

 

Дирижабли немецкого изобретателя графа Ф. Цеппелина имели громадные размеры  —  до 200 м в длину  —  и развивали скорость около 50 км/ч. Они могли поднимать до 12 т груза и перевозить несколько десятков пассажиров. Во время Первой мировой войны они вели разведку и осуществляли бомбардировки городов противника. В послевоенные годы несколько подобных аппаратов были созданы в США, но вскоре во всех армиях мира отказались от их использования  —  неповоротливые и огромные машины оказались слишком уязвимыми для средств противовоздушной обороны

Главный недостаток дирижаблей  —  невозможность посадки на землю. Гигантам приходилось причаливать к особым причальным мачтам. Кроме того, наполненные водородом неуклюжие аппараты были очень ненадежными.

 

 

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

  • Паровозы, сохранившиеся по всему миру

    Вряд ли Ричард Тревитик понимал в 1804 г., что неуклюжая машина, неторопливо выезжающая с металлургического завода «Реп-y-Darren» в Южном Уэльсе, окажет такое огромное влияние... 
    Читать полностью

  • Северная Африка

    Пустынный рельеф Алжира делал внедрение тепловозов неизбежным, и американские тепловозы вытеснили паровозы в 1950-х гг. Электрификация началась в 1932 г. на линиях для... 
    Читать полностью

  • Южная Африка

    Поставки паровозов в Южно-Африканскую Республику (Южно-Африканский Союз, 1910 — 1962 гг.) продолжались до конца 1960-х гг. Самыми эффектными паровозами после второй мировой... 
    Читать полностью