От трамваев к паровозам

Одна из первых рельсовых дорог в Британии была построена приблизительно в 1630 г. для обслуживания угольных шахт в окрестностях Ньюкаслаапон-Тайн. Строительство рельсовой дороги Тан-филд на конной тяге в графстве Дарем началось около 1725 г., а к 1727 г. в ее состав входил Кози-Арк — первый в мире железнодорожный виадук, возведенный Ральфом Вудом. Вначале рельсы были из дерева, но они быстро износились, и в 1767 г. для увеличения прочности на деревянные рельсы прикрепили железные пластины. Первые чугунные пластины были изготовлены на чугунолитейном заводе в Колбрукдейле, графство Шропшир. Обшитые железом рельсы впервые использовались в 1787 г. под землей, в угольной шахте в Шеффилд-Парке, а на поверхности их впервые проложили на склоне Кетли в 1788 г.

 

ДИЛИЖАНСЫ СПАСАЮТ ДОРОГИ

В XVII и XVIII вв. перевозки осуществлялись дилижансами или водным транспортом. В 1658 г. состояние дорог было столь плохим, что поездка на дилижансе из Лондона в Эдинбург занимала две недели. Хотя обязанности по обслуживанию главных дорог перешли от общин к компаниям по управлению имуществом, даже к концу первого десятилетия XVIII в. положение не особенно улучшилось. Зимой дороги заносило снегом или затапливало, а летом поездку затрудняли глубокие засохшие рытвины. Такое положение было приемлемо, пока большинство путешественников передвигалось верхом. При небывалом росте популярности дилижансов в качестве общественного транспорта состояние дорог улучшилось. Ко второй половине XVIII в. дилижансы окончательно утвердились на дорогах.

 

НА СМЕНУ СУДОХОДНЫМ КАНАЛАМ ПРИХОДЯТ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Однако вследствие роста промышленности потребность в перевозке тяжелых грузов сохранялась. Приблизительно к середине XVIII в. искусственные каналы превратились в водные артерии, по которым грузы доставляли до более крупных рек и морей, чтобы затем развезти в разные районы Британии. Однако с появлением железных дорог славная полувековая история судоходных каналов завершилась. Многие из них пришли в запустение или были выкуплены местными железнодорожными компаниями. Платные дороги перестали быть главными транспортными артериями государства. Постоялые дворы были вытеснены гостиницами, которые стали появляться на железнодорожных вокзалах. В железнодорожную эру почтовый дилижанс и тяжелая семейная карета были преданы забвению. Правда, иногда консервативные дворяне, например, герцог Веллингтонский, путешествовали по железной дороге, сидя в своих каретах, которые устанавливали на платформу. К 1840 г. стоимость проезда по железной дороге уменьшилась вдвое, после чего каналы и дилижансы были обречены.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

В 1804 г. первая в мире акционерная железнодорожная компания «Surrey Iron Railway Company открыла линию на конной тяге из района верфи Уондсуэрт на реке Темзе в южной части Лондона до Кройдона, графство Суррей. Линию продлили до Мерстама, графство Суррей, но она так и не достигла намеченного пункта назначения в Портсмуте, графство Хэмпшир.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

  • Паровозы, сохранившиеся по всему миру

    Вряд ли Ричард Тревитик понимал в 1804 г., что неуклюжая машина, неторопливо выезжающая с металлургического завода «Реп-y-Darren» в Южном Уэльсе, окажет такое огромное влияние... 
    Читать полностью

  • Северная Африка

    Пустынный рельеф Алжира делал внедрение тепловозов неизбежным, и американские тепловозы вытеснили паровозы в 1950-х гг. Электрификация началась в 1932 г. на линиях для... 
    Читать полностью

  • Южная Африка

    Поставки паровозов в Южно-Африканскую Республику (Южно-Африканский Союз, 1910 — 1962 гг.) продолжались до конца 1960-х гг. Самыми эффектными паровозами после второй мировой... 
    Читать полностью