T-VI. Прыжок Тигра

О немецком танке T-VI, вошедшем в историю как Тигр, сложено множество легенд, вызванных его выдающимися характеристиками. Достаточно отметить, что на всех фронтах Второй мировой войны, где он участвовал в боевых действиях, наблюдалось явление, названное англичанами «тигрофобия». Танк очень быстро продемонстрировал свои способности, одним появлением наводя ужас на солдат противника. На первых порах потрясение было столь велико, что британский фельдмаршал Монтгомери запретил командному составу обсуждать германскую машину при рядовых.

На Восточном фронте Тигр также ассоциировался с грозной силой и опасностью. Начало его применению положили бои 1942 года под Ленинградом, причем они оказались неудачными, и большинство машин пришлось эвакуировать из-за технических поломок. Всю свою мощь танки продемонстрировали под Харьковом и на Курской дуге, нанося колоссальные потери советской бронетехнике. Одна из танковых дивизий Вермахта сумела за месяц уничтожить до 500 машин, тогда как собственные потери составили всего 18 тигров.

Говоря о достоинствах, нельзя обойти стороной и проблемы танка, большей частью вызванные общим состоянием военной промышленности Германии. В первую очередь речь идет о численности. За все годы войны индустрия выпустила всего 1 354 экземпляра, что по тем меркам составляет очень малую цифру. Для сравнения Т-34-85, ставший основным противником на Востоке, сошел с конвейера в количестве 30 тыс. шт. На Западе тигр столкнулся с подавляющей массой американских «Шерманов», произведенных в числе 50 тыс. шт. Превзойти свои возможности и переломить ход войны или отсрочить ее окончание германская машина не могла.

Другим недостатком Тигра стала дороговизна. Его строительство обходилось казне в 800 тыс. рейхсмарок, что вдвое превышало стоимость любого танка того периода. Серийное производство пришлось на 1942 — 44 годы, когда у промышленности возникли проблемы с материалами, заводы постоянно подвергались союзническим бомбардировкам, а на фронте не хватало топлива и экипажей, выбитых в первые годы «блицкрига». При всей своей защищенности и огневой мощи танк был очень неповоротлив. Этим недостатком не преминули воспользоваться советские и западные танкисты, нашедшие уязвимые места в «шкуре немецкого монстра».

Читайте также:  Легкий танк МС-1 (Т-18)

Операция «Тигр»

Вообще, если рассматривать Тигр со стратегической точки зрения, то сама его концепция стала прямым отказом Германии от молниеносной войны и надежд на победу. В его случае в войска поступила машина поддержки линейных частей. Ее невозможно было использовать как танк прорыва с последующим охватом и окружением войск. Такая тактика принесла немцам множество побед в начале войны, но затем они исчерпали свою материальную и человеческую базу, да и противник был уже совершенно не тот.

Лучшим средством борьбы с немецкими машинами стала авиация. С особой интенсивностью ее применяли на Западном военном «театре», где само появление Тигра было сигналом для вызова штурмовиков, успешно перемалывавших бронетанковые подразделения Вермахта. Вдобавок техника постоянно ломалась, а ее ремонт требовал колоссальных усилий, при этом отнимая много времени.

Если сравнивать Тигр с аналогами из противоборствующих стран, то равноценный противник у него появился в лице ИС-2. Советский танк не уступал «германцу» по всем характеристикам за исключением скорострельности. Но речь шла уже об окончании войны, когда и боеспособных тигров осталось не много. Резюмируя, для своего времени T-VI был во многом революционной машиной, однако общая слабость ресурсной базы свела все его достоинства к нулю.