M4 «Шерман». Качество в количестве

Американскому танку M4 «Шерман» принадлежит бронзовая медаль с точки зрения общего числа выпущенных машин. Его обходят только советские образцы Т-34 и Т-55, изготовленные в еще больших объемах. Всего с конвейера сошло около 50 тыс. Шерманов, принявших участие в боях на всех фронтах Второй мировой. Бронетехника активно шла в войска СССР и Великобритании, которые получали союзническую помощь от США по программе Ленд-лиз. Конструкторы сумели предложить простую в производстве и эксплуатации модель. Как и большинство других машин Коалиции, она уступала передовым германским моделям Тиграм и Пантерам, что с лихвой компенсировалось объемами производства и сравнительно низкой ценой.

Первые прототипы появились в 1940 году, когда американцы осознали полное отсутствие у себя средних и тяжелых танков за исключением восемнадцати опытных машин. Чем это чревато — наглядно показала бушующая в Европе и Азии война. К 1941 году опытные образцы «довели до ума», приступив к предварительному производству, объемом 1 000 моделей в месяц. После германского вторжения в Россию, Президент Рузвельт распорядился удвоить масштаб, понимая, что Америка рано или поздно будет втянута в конфликт.

Это и произошло в декабре 1941 года, после японской атаки на Перл-Харбор. Тогда Германия в рамках солидарности с Японией объявила войну США, совершив еще один стратегический просчет. Блицкрига в России не получилось, Вермахт проиграл Московскую битву, и хоть об открытии Второго Фронта не могло быть и речи, в распоряжении противников Оси оказались неисчерпаемые ресурсы американской промышленности. Танки Шерман стали поступать в Европу уже в 1942 году. Для своего времени они показали достойное сочетание броневой защиты, скорости и огневой мощи.

Танк вооружался 75-мм пушкой с широкой номенклатурой использовавшихся боеприпасов. Впоследствии ее заменили 76,2-мм орудием, тогда же произошло усиление брони. Согласно действовавшей классификации, Шерман относился к средним танкам и мог на равных бороться с немецкими машинами того же типа, не говоря уже о японских или итальянских моделях. Проблемы начались при столкновении с Тиграми и Пантерами. Они практически безнаказанно уничтожали американскую бронетехнику с дальнего расстояния, не рискуя получить пробоину в ответ.

Читайте также:  САУ времен второй мировой войны

Идеальный боевой друг

Кроме этого, в пустыне, где модификации активно использовались при блокировке и принуждении к последующей капитуляции итало-германского корпуса «Африка», выявилась недостаточная дальность хода. Проблему решили за счет работающего как часы снабжения, достигнутого за счет господства в воздухе и на морских коммуникациях. Впоследствии при высадке на Сицилии, а особенно при осуществлении Нормандской Операции сказалась самонадеянность американского командования.

В отличие от предусмотрительных англичан, оснастивших свои Шерманы новейшей пушкой с повышенной огневой мощью, они не стали вносить изменений. Это привело к большим потерям при столкновении с тяжелыми германскими танками. Не меньший урон оказал рельеф Северной Франции с большим количеством живых изгородей, оставлявших широкий простор для действий противотанковых подразделений Вермахта и бойцов с фаустпатронами. Вопрос с танками закрыли посредством авиации, а Шерман стал незаменимым средством поддержки пехоты в полевых и городских условиях.

На Востоке, куда в рамках союзных поставок пришло около 4 тыс. танков, их называли «эмча» сокращенно от М 4. По боевым характеристикам они соответствовали Т-34, причем советские танкисты отмечали мягкость и возможность вести стрельбу на ходу. Машины, поступившие летом 1945 года, были направлены на Дальний Восток для войны с Японией.