Атакующие «призраки»

С развитием электронных средств обнаружения, и прежде всего новых видов радиолокации, для атакующих самолетов, и в первую очередь для стратегических бомбардировщиков, резко снизились шансы прорвать оборонительные линии противника незамеченными. Одним из самых удивительных достижений нашего времени в области авиастроения стало создание технологии малой заметности самолетов, разработанной американскими учеными и конструкторами на основе трудов российского физика-теоретика, специалиста в области рассеивания радиоволн П. Я. Уфимцева. Эта технология позволяет сделать боевую машину практически полностью невидимой для обнаружения как радиолокаторами, так и звуковыми локаторами и тепловизорами.

Свое название технология «Стеле» получила от английского слова «stealthy»  —  незаметный, тайный. Современный радиолокатор испускает направленный поток электромагнитного излучения, который, встретившись . с целью  —  самолетом, кораблем или ракетой,  —  отражается от нее, и это отраженное «эхо» вновь улавливает приемная антенна локатора. На экране цель возникает в виде

Первым малозаметным бомбардировщиком в истории стал совершивший первый полет 18 июня 1981 года американский самолет ¥-117 «Ночной ястреб». Для снижения радиолокационной заметности самолет получил грубые рубленые формы, которые плохо сказались на его скорости и маневренности. Однако благодаря новым технологиям защиты эта боевая машина хорошо показала себя во время войн в Персидском заливе и в Ираке

Французский истребитель четвертого поколения «Дассо-Рафаль». Обладает пониженной инфракрасной и радиолокационной заметностью. Впервые был испытан в бою в 2007 году во время операции НАТО в Афганистане

Тяжелый малозаметный многоцелевой стратегический бомбардировщик ВВС США В-2 «Спирит». Он предназначен для прорыва плотной противовоздушной обороны противника и доставки к целям высокоточного или ядерного оружия. При создании этого самолета использованы технология «Стеле», маскировка теплового излучения двигателей, а также ряд других технических средств. В-2 является самым дорогим самолетом в мире и вообще самым дорогим за всю историю авиации. Его стоимость составляет более одного миллиарда долларов

светящейся точки. С помощью радиолокатора несложно определить размеры цели, ее массу, точные координаты и направление движения. Теперь дело за оружием противовоздушной обороны  —  ракетными комплексами с высокой поражающей способностью.

Технология «Стеле»  —  это целый комплекс средств маскировки боевых самолетов с помощью специально разработанных устройств и материалов, которые или почти не отражают радиоволны, или отражают их таким образом, что на экране локаторов возникают ложные изображения. Изготовленные с применением такой технологии самолеты могут легко проникать в воздушное пространство противника. Фюзеляжи этих боевых машин имеют особую конструкцию, придающую им причудливый вид, а наружная обшивка собирается из сотен тысяч плоских треугольников из особого волнопоглощающего материала. Самолеты теряют в скорости и маневренности, резко возрастает их стоимость, зато они могут с большей надежностью выполнять свои боевые задачи.

В общем, вопрос о создании настоящего «самолета-призрака» так и остается открытым. Несмотря на все достоинства технологии «Стеле» уже появились локаторы, способные обнаруживать «невидимок» в полете. Не до конца удалось решить задачу охлаждения выхлопных газов самолета  —  а ведь именно на их тепло ориентируются самонаводящиеся боеголовки ракет систем противовоздушной обороны. Однако технологии «малой заметности» начинают все шире внедряться не только в авиации, но и при строительстве судов военного назначения. А с развитием электроники в армиях развитых стран все шире применяются дешевые и эффективные беспилотные крылатые машины, летающие на малых высотах.

 

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

  • Паровозы, сохранившиеся по всему миру

    Вряд ли Ричард Тревитик понимал в 1804 г., что неуклюжая машина, неторопливо выезжающая с металлургического завода «Реп-y-Darren» в Южном Уэльсе, окажет такое огромное влияние... 
    Читать полностью

  • Северная Африка

    Пустынный рельеф Алжира делал внедрение тепловозов неизбежным, и американские тепловозы вытеснили паровозы в 1950-х гг. Электрификация началась в 1932 г. на линиях для... 
    Читать полностью

  • Южная Африка

    Поставки паровозов в Южно-Африканскую Республику (Южно-Африканский Союз, 1910 — 1962 гг.) продолжались до конца 1960-х гг. Самыми эффектными паровозами после второй мировой... 
    Читать полностью