Британские паровозостроители XX в.

Частично британские железные дороги строили негосударственные компании, а паровозы поставляли сторонние фирмы. Но когда железнодорожные компании объединились в более крупную организацию, они учредили собственные заводы для капитального ремонта и производства паровозов. Такие заводы располагались в Кру (LNWR), Донкастере (GNR), Дерби (MR) и Суиндоне (CWR), которые стали называть железнодорожными городами. В этих и других городах ежегодно строились десятки тысяч паровозов, в одном только Кру — более 7000, большая часть из них эксплуатировалась в Британии.

Первый центр локомотивостроения в Британии был организован в угледобывающем городе Ньюкасле в 1821 г., когда Джордж Стефенсон и его сын Роберт открыли первую в мире мастерскую, которая занималась только производством паровозов. К 1855 г. компания построила более 1000 паровозов для Британии и остального мира. В 1899 г. частная компания закрылась, и ее место заняла новая компания с ограниченной ответственностью.

Одной из первых компаний по строительству паровозов в Лидсе была «Fenton, Murray 6k Wood», основанная в 1795 г. Ее первым паровозом был «Рппсе Regentw (Принц-регент), построенный в 1812 г. для угольной шахты Мидлтон. Хотя компания построила еще лишь пять паровозов, один из учеников Мюррея, Чарльз Тодд в 1835 г. Открыл совместно с Джеймсом Китсоном собственную фирму. Сначала они производили только запасные части, но к 1838 г. уже построили первый полноценный паровоз. Он был таким большим, что для строительства пришлось снести одну из стен мастерской. Одним из первых производителей паровозов в Манчестере был Уильям Фэрбэрн, который в 1816 г. основал сталелитейный завод и в 1839 г. начал заниматься строительством паровозов. В 1863 г. компании, построившая около 400 паровозов, перешла к фирме «Sharp, Stewart & Со.», которая была основана в 1828 г. Томасом Шарпом и Ричардом Робертсом. К 1880-м гг. компания «Sharp, Stewart» расширилась настолько, что отказалась от сталелитейных заводов в Манчестере и переместилась в Глазго. В 1903 г. три фирмы -«Sharp, Stewart», «Neilson Reid» и «Непгу Dubs» — объединились и превратились в «North British Locomotive Company Ltd.». Еще одной крупной локомотивостро-ительной компанией Манчестера была «Веуег, Peacock & Со.», которая, в отличие от перечисленных до этого, была основана в 1854 г. исключительно для производства паровозов.

Одним из первых заводов по производству паровозов в Глазго стал завод Уолтера Нильсона и Джеймса Митчелла. Хотя завод начал производить стационарные двигатели в 1830 г., первые паровозы были выпущены там лишь в 1843 г. К 1860 г. небольшая мастерская перестала справляться с множеством заказов, и в Финнистоне был построен новый завод. Однако и он вскоре стал слишком маленьким, ив 1861 г. завод переехал в новое помещение в Спрингберне. Паровозы этой фирмы экспортировались во многие страны, включая Индию, Южную Африку и Аргентину. В 1864 г. Генри Дюбс основал собственный паровозостроительный завод в Полмади. В течение трех лет фирма завоевала столь хорошую репутацию, что экспортировала паровозы в Индию, на Кубу, в Испанию, Финляндию и Россию.

Широкому экспорту железнодорожной техники из Британии способствовали частные паровозостроительные компании, которые прославили на весь мир такие города как Манчестер, Лидс, Ньюкасл и Глазго.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

  • Паровозы, сохранившиеся по всему миру

    Вряд ли Ричард Тревитик понимал в 1804 г., что неуклюжая машина, неторопливо выезжающая с металлургического завода «Реп-y-Darren» в Южном Уэльсе, окажет такое огромное влияние... 
    Читать полностью

  • Северная Африка

    Пустынный рельеф Алжира делал внедрение тепловозов неизбежным, и американские тепловозы вытеснили паровозы в 1950-х гг. Электрификация началась в 1932 г. на линиях для... 
    Читать полностью

  • Южная Африка

    Поставки паровозов в Южно-Африканскую Республику (Южно-Африканский Союз, 1910 — 1962 гг.) продолжались до конца 1960-х гг. Самыми эффектными паровозами после второй мировой... 
    Читать полностью