Первые паровозы Российской Империи

Автор: | 29.03.2017

Первый паровоз был построен Ефимом Алексеевичем Черепановым (1774 -1842) и его сыном Мироном (1803 -1849) в 1833 г. на Выйском заводе в Нижнем Тагиле на Урале.

Имея достаточно большой опыт постройки паровых машин, Черепановы при создании паровоза столкнулись с рядом технических проблем. В частности, первоначально котел не давал достаточно жара и не производил необходимое количество пара (пришлось увеличить число дымогарных труб, доведя его до 80, тогда как на паровозе «Rocket» Стефенсона их было всего 25). Потребовалось также создание устройства реверса, чтобы изменять направление движения паровоза без его разворо-

та. Для этого изобретатели применили механизм в составе колеса-эксцентрика, приводившего в движение паровые золотники, изменявшие направление впуска пара в котел. В результате построенный ими «сухопутный пароход» весом 2,4 т в рабочем виде, состоял из цилиндрического котла длиной SVi фута и диаметром 3 фута и из двух горизонтальных цилиндров (что уменьшало воздействие на путь) длиной по 9 дюймов и диаметром 7 дюймов, имел тендер для дров и воды, осевую формулу 1-1-0 с одинаковым диаметром бегунковых и ведущих колесных пар и курсировал по специально построенному участку длиной 400 саженей (853 м) с уложенными на нем чугунными «колесопроводами», изготовленными в опытном порядке на Нижнетагильском заводе, перевозя более 200 пудов (3,3 т) со скоростью 12-15 верст в час. Испытания паровоза начались в августе 1834 г. и послужили основой для постройки второго паровоза размерами больше предыдущего, с бегунковыми колесами меньшего диаметра по сравнению с ведущими.

Практически одновременно с разработками Черепановых в России развернулась борьба за строительство железных дорог общего пользования, встретивших сопротивление даже на уровне руководства ведомства путей сообщения. И тем не менее, в 1835 г. под руководством австрийского инженера Франца Антона Герстнера началось строительство железной дороги общего пользования от Санкт-Петербурга сначала до Царского Села, а затем — и до Павловска (общая протяженность 27 км).

Читайте также:  Южная Африка

В ходе проектных работ возник важный вопрос о ширине колеи: Герстнер полагал, что принятая в Европе «стандартная» колея 1435 мм недостаточна для создания устойчивого подвижного состава в сложных климатических условиях России, и склонился к колее шириной 6 футов (1829 мм). В итоге закупленные за границей (в Англии и Бельгии) паровозы и вагоны пришлось переделывать на уширенную колею. Паровозы должны были обладать мощностью 40 л. с. и везти состав из нескольких вагонов с 300 пассажирами со скоростью 40 верст в час.

Торжественное открытие движения на Царскосельской железной дороге состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 г.

Важнейшее влияние на развитие отечественного паровозостроения оказала крупнейшая на то время двухпутная железная дорога Санкт-Петербург — Москва (Николаевская, ныне Октябрьская железная дорога), введенная в эксплуатацию на всем протяжении 1(13) ноября 1851 г.

Годом начала русского паровозостроения можно считать 1845-й, когда Александровский завод в Санкт-Петербурге выпустил первые паровозы: грузовой типа 0-3-0 (впоследствии часть из них впервые в мире была переустроена в тип 1-3-0) и пассажирские типа 2-2-0. Через год эти паровозы начали работать на еще строящейся магистрали Санкт-Петербург — Москва, а затем перешли на полное ее обслуживание.