«Гуляй-города»

Говоря о военной технике 15 — 17 веков, стоит вспомнить об особых конструкциях, сыгравших немалую роль в войнах, которые вели россияне, украинцы и чехи. В историю они вошли под названием «гуляй-города», а появились еще в раннем Средневековье. Они позволяли штурмовать позиции противника и защищали пехотинцев, но были недостаточно маневренными, а на пересеченной местности и вовсе становились беспомощными. Как и многие военные изобретения Средневековья «гуляй-города» с появлением огнестрельного оружия перестали использовать.

Первоначально «гуляй-городами» называли разборные колесные повозки, не имевшие днища. У них имелись прочные деревянные стенки с бойницами для стрельбы и наблюдения, спускающиеся почти до земли. Передние колеса «гуляй-города» делались поворотными, чтобы можно было менять направление движения. Такое устройство неплохо защищало находившихся внутри воинов от стрел и атак кавалерии. «Гуляй-город» перемещался усилиями находившихся внутри воинов, а со временем появился и «двигатель»  —  внутри стали помещать пару лошадей.

Со временем выявились все недостатки такой конструкции, и из одиночных повозок «гуляй-города» превратились в настоящие передвижные крепости, которые широко использовали русские и казацкие войска в эпоху Освободительной войны 1648 — 1656 годов и в Северной войне.

А впервые передвижные крепости были применены еще в 1552 году при взятии Казани войсками царя Ивана Грозного. Это грозное боевое сооружение перевозилось специальным обозом, который назывался «град-обоз», и состояло из множества деревянных щитов, сделанных из толстых досок. На время боевых действий щиты устанавливались на телеги (а в зимнее время  —  на сани), скреплялись между собой крючьями и петлями и разворачивались в прямую линию, круг или полукруг. Между щитами оставляли проходы шириной около трех метров для отхода пехоты под их защиту.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

  • Паровозы, сохранившиеся по всему миру

    Вряд ли Ричард Тревитик понимал в 1804 г., что неуклюжая машина, неторопливо выезжающая с металлургического завода «Реп-y-Darren» в Южном Уэльсе, окажет такое огромное влияние... 
    Читать полностью

  • Северная Африка

    Пустынный рельеф Алжира делал внедрение тепловозов неизбежным, и американские тепловозы вытеснили паровозы в 1950-х гг. Электрификация началась в 1932 г. на линиях для... 
    Читать полностью

  • Южная Африка

    Поставки паровозов в Южно-Африканскую Республику (Южно-Африканский Союз, 1910 — 1962 гг.) продолжались до конца 1960-х гг. Самыми эффектными паровозами после второй мировой... 
    Читать полностью