«Гуляй-города»

Автор: | 26.01.2017

Говоря о военной технике 15 — 17 веков, стоит вспомнить об особых конструкциях, сыгравших немалую роль в войнах, которые вели россияне, украинцы и чехи. В историю они вошли под названием «гуляй-города», а появились еще в раннем Средневековье. Они позволяли штурмовать позиции противника и защищали пехотинцев, но были недостаточно маневренными, а на пересеченной местности и вовсе становились беспомощными. Как и многие военные изобретения Средневековья «гуляй-города» с появлением огнестрельного оружия перестали использовать.

Первоначально «гуляй-городами» называли разборные колесные повозки, не имевшие днища. У них имелись прочные деревянные стенки с бойницами для стрельбы и наблюдения, спускающиеся почти до земли. Передние колеса «гуляй-города» делались поворотными, чтобы можно было менять направление движения. Такое устройство неплохо защищало находившихся внутри воинов от стрел и атак кавалерии. «Гуляй-город» перемещался усилиями находившихся внутри воинов, а со временем появился и «двигатель»  —  внутри стали помещать пару лошадей.

Со временем выявились все недостатки такой конструкции, и из одиночных повозок «гуляй-города» превратились в настоящие передвижные крепости, которые широко использовали русские и казацкие войска в эпоху Освободительной войны 1648 — 1656 годов и в Северной войне.

А впервые передвижные крепости были применены еще в 1552 году при взятии Казани войсками царя Ивана Грозного. Это грозное боевое сооружение перевозилось специальным обозом, который назывался «град-обоз», и состояло из множества деревянных щитов, сделанных из толстых досок. На время боевых действий щиты устанавливались на телеги (а в зимнее время  —  на сани), скреплялись между собой крючьями и петлями и разворачивались в прямую линию, круг или полукруг. Между щитами оставляли проходы шириной около трех метров для отхода пехоты под их защиту.

Читайте также:  «Летающие крепости»