Британский экспресс

Паровозы были, пожалуй, главным британским вкладом в мировой технический прогресс. Первенство Британии на железных дорогах открыло широкие возможности, и она стала главным законодателем в этой отрасли в пределах империи и во всем мире. Огромная мировая отрасль развивалась независимо от знаменитых железнодорожных городов, которые обслуживали внутренние потребности Британии. Легендарные заводы в Лидсе, графство Йоркшир, Ньюкасле-апон-Тайн, графство Нор-тамберленд (нынешнее графство Тайн-энд-Уир), Дарлингтоне, графство Дарем, Манчестере и других частях графства Ланкашир и в Стаффорде на западе центральной Англии экспортировали по всему миру локомотивы, а вместе с ними — и промышленную революцию. Железные дороги работали в странах, подконтрольных Британской империи, в том числе в тех, которые формально были независимы. Ввозимые паровозы повторяли конструкции, использовавшиеся в метрополии. Паровозы, курсировавшие по мягким ландшафтам Британии, вскоре можно было встретить на иссушенных равнинах или в густых джунглях многих стран Африки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Южной Америки.

Положение Британии как ведущей мировой державы в области паровозостроения не подвергалось сомнению в XIX в. Но в начале XX в. она впервые столкнулась с серьезной конкуренцией, особенно со стороны Америки, и в меньшей степени — стран континентальной Европы. Американские модели представляли коммерческую угрозу и бросали вызов паровозам традиционной британской конструкции, которые хотя и были построены умелыми мастерами, все же имели недостатки. Эти недостатки, не очевидные в Британии, создавали трудности на разнообразных железных дорогах по всему миру.

Большинство британских паровозов имели небольшую огневую коробку, установленную между рамами, и это ограничение затрудняло образование пара при использовании низкокачественного угля.

Традиционная британская рама затрудняла движение по плохим путям развивающихся стран. Американские паровозы имели более крупные огневые коробки, подходящие для низкокачественного угля. Брусковые рамы американских паровозов были более прочными в неблагоприятных условиях. Ограниченная несущая поверхность некоторых британских машин также затрудняла работу в тяжелых условиях. Соотношение несущих поверхностей американских локомотивов было более щедрым.

Неотложным результатом активного американского экспорта в начале XX в. стало слияние в 1903 г. трех крупнейших производителей из Глазго: компании«5Ьагр Stewart», а также заводов Нильсона и Дюбса, которые образовали North British Locomotive Company. Хотя произошел переход к более универсальной конструкции паровозов, которая сложилась в свете мирового опыта, британские паровозостроители продолжали играть существенную роль до окончания эры паровой тяги.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

  • Паровозы, сохранившиеся по всему миру

    Вряд ли Ричард Тревитик понимал в 1804 г., что неуклюжая машина, неторопливо выезжающая с металлургического завода «Реп-y-Darren» в Южном Уэльсе, окажет такое огромное влияние... 
    Читать полностью

  • Северная Африка

    Пустынный рельеф Алжира делал внедрение тепловозов неизбежным, и американские тепловозы вытеснили паровозы в 1950-х гг. Электрификация началась в 1932 г. на линиях для... 
    Читать полностью

  • Южная Африка

    Поставки паровозов в Южно-Африканскую Республику (Южно-Африканский Союз, 1910 — 1962 гг.) продолжались до конца 1960-х гг. Самыми эффектными паровозами после второй мировой... 
    Читать полностью