Китайские локомотивы

С 1950-х гг. эра паровой тяги во всем мире стала подходить к концу. К 1970 г. паровозы исчезли в крупных регионах, особенно в Северной Америке, Британии и в большей части Европы. В середине 1970-х гг. мировая пресса широко освещала тот факт, что в КНР до сих пор производилось более одного паровоза в день.

Главный производственный центр Китая располагался в Датуне к западу от Пекина в провинции Шаньси на границе с автономным районом Внутренняя Монголия. Для этого региона характерны жаркое лето и суровая зима, когда температура падает ниже минус 20°С.

Завод в Датуне, открытый в 1959 г., строил паровозы на основе модели 1950-х гг. из Советского Союза. Здесь выпускали два стандартных класса: грузовые паровозы «Qianjin» («Вперед») класса QJ типа 2-10-2, которые были впервые построены в 1965 г., и паровозы общего назначения JS типа 2-8-2. Некоторые из этих паровозов отправляли на новые железнодорожные линии, потому что их строительство в КНР продолжалось быстрыми темпами.

Вскоре после того как о деятельности завода в Датуне стало известно на Западе, появились новости еще об одном заводе, который производит паровозы для промышленных подъездных путей. Он находился в Тяншане, промышленном и угледобывающем центре, примерно в 260 км (160 миль) к востоку от Пекина, в провинции Хэбэй. В Тяншане был построен локомотив «Shangyang» («Идущий к солнцу») класса SY, но завод был серьезно разрушен землетрясением 1976 г. Землетрясение было самым разрушительным в современной истории: из 1,06 млн. жителей погибли 242 тыс. человек. Город был быстро восстановлен, и производство паровозов продолжилось. На заводе в Тяншане было построено около 1700 паровозов «Micado» класса SY.

Завод в Датуне перестал выпускать паровозы в конце 1980-х гг. Летом 1996 г. их производство продолжилось в Тяншане, хотя и в ограниченных масштабах.

ПРОИЗВОДСТВО ПАРОВОЗОВ

Другие заводы производили паровозы для китайских лесовозных железных дорог с шириной колеи 762 мм. Это были стандартные 28-тонные паровозы типа 0-8-0. Возможно, производство отдельных паровозов этого класса продолжилось.

Производство паровозов — незабываемое зрелище. В огромном цехе находилось 20 или более котлов на разных стадиях производства. Внутренние и внешние огневые коробки выделялись на фоне кожухов котлов. Ослепительные вспышки сварочного аппарата освещали все вокруг, резко очерчивая контуры предметов и силуэты людей, цех наполняла оглушительная какофония многочисленных сверл. Нахлынули воспоминания: Кру, Дерби, Донкастер, Суиндон, неважно, какое именно место … Казалось, машина времени перенесла меня и дала собственными глазами увидеть живую эру паровой тяги. Мои давние подозрения подтвердились: эра паровой тяги так же прекрасна, как мы ее представляем.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

  • Паровозы, сохранившиеся по всему миру

    Вряд ли Ричард Тревитик понимал в 1804 г., что неуклюжая машина, неторопливо выезжающая с металлургического завода «Реп-y-Darren» в Южном Уэльсе, окажет такое огромное влияние... 
    Читать полностью

  • Северная Африка

    Пустынный рельеф Алжира делал внедрение тепловозов неизбежным, и американские тепловозы вытеснили паровозы в 1950-х гг. Электрификация началась в 1932 г. на линиях для... 
    Читать полностью

  • Южная Африка

    Поставки паровозов в Южно-Африканскую Республику (Южно-Африканский Союз, 1910 — 1962 гг.) продолжались до конца 1960-х гг. Самыми эффектными паровозами после второй мировой... 
    Читать полностью