Помимо паровозов «Pacific», для ведения пассажирских экспрессов использовали паровозы типа 4-6-0, которые стали появляться в больших количествах в начале XX в. К 1923 г. модели типа 4-6-0 с двумя и четырьмя цилиндрами широко распространились и, в основном, вытеснили паровозы «Atlantic». Только в 1933 г. первый Станьера смог отобрать у паровозов типа 4-6-0 титул самого мощного для ведения пассажирских экспрессов. Последний расцвет паровозов типа 4-4-0 пришелся на 1930 г., когда на британской железной дороге Southern Railway стали использовать трехцилиндровые паровозы класса «Schools», самые быстрые из когда-либо работавших в стране паровозов с такой конструкцией колес. С середины 1930-х гг. паровозы типа 4-6-0 стали все чаще использовать как основу для мощных паровозов грузопассажирского класса. В этом качестве они продолжали играть важную роль в обслуживании железнодорожных магистралей. Поскольку на британских железных дорогах были предпочтительны регулярное сообщение и относительно легкие поезда, паровозы типа 4-6-0, несмотря на ограниченную емкость огневой коробки, были способны, работая на угле доступного качества, обеспечить мощность и сцепление, необходимые для большинства скорых поездов, до окончания эры паровой тяги. Следующий логичный шаг — переход к типу 4-8-0 — так и не был сделан, хотя такие предложения высказывались.

Развитие грузовых паровозов было менее драматичным, чем история их собратьев для скорых пассажирских поездов. Модели с внутренними цилиндрами типа 0-6-0 и 0-8-0, которые были столь многочисленны в конце XIX в., по-прежнему производились в XX в. Хотя в 1903 г. Черчвард совершил важный порыв, представив паровозы типа 2-8-0 класса 2800, паровозы типа 2-8-0 превосходили все остальные до окончания эры паровой тяги. После паровозов Черчварда появились паровозы типа 04 Робинсона, построенные в 1911 г. для железной дороги Great Central Railway. Два года спустя осевую формулу 2-8-0 перенял Гресли и использовал на железной дороге Great Northern Railway. После этого железная дорога London, Midland and Scottish (LMS) строила, в основном, паровозы типа 2-8-0: для LMS выпущено в общей сложности 772 паровозов Станьера класса 8F.

Скромный размер британских грузовых паровозов получил широкое распространение в 1927 г., когда железная дорога LMS стала использовать паровозы типа 2-6-2Т системы Гаррата. Они были построены компанией «Веуег Реасоск» из Манчестера, северная Англия, чтобы ограничить господство составов с двойной тягой паровозами типа 0-6-0 с внутренними цилиндрами на магистралях Мидленда. 33 четырехцилиндровых гиганта начали работу и продемонстрировали мощность, невиданную прежде на железных дорогах Британии. Гресли переключился на модели типа 2-8-2 и в 1925 г. сконструировал паровозы класса Р1. Два этих гиганта были построены и водили груженые углем составы весом до 2000 тонн.

Следующей логичной ступенью развития были паровозы типа 2-8-2, которые по сравнению с типом 2-10-1 легко могли обеспечить глубокую огневую коробку и достаточное пространство для зольника. К сожалению, тяжелые грузовые паровозы типа 2-8-2 перестали строить для использования на железных дорогах внутри страны, и последним британским грузовым паровозом стал тип 2-10-0.

Этот паровоз окончательно утвердился лишь в 1950-х гг. в качестве стандартного паровоза железных дорог British Railways (BR). Паровоз типа 2-10-0 первоначально появился под именем «Austerity» (Строгости) и был разновидностью типа 2-8-0, использовавшегося во вторую мировую войну для военных операций, но он, в основном, предназначался для небольшой нагрузки и не водил тяжелые составы. Паровозы класса BR 9F использовали для перевозки руды, и они по праву заслужили признание, их производство продолжалось до 1960 г. Паровоз этой конструкции стал последним магистральным паровозом, построенным для Британии. Его назвали «Evening Star» (Вечерняя звезда). Паровозы класса 9F прослужили совсем недолго, потому что к 1968 г. британцы отказались от паровозов. Паровозы этого класса отправили в металлолом вместе с более ранними британскими грузовыми паровозами: типа 0-6-0 с внутренними цилиндрами, типа 0-8-0 и основными моделями типа 2-8-0.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

  • Паровозы, сохранившиеся по всему миру

    Вряд ли Ричард Тревитик понимал в 1804 г., что неуклюжая машина, неторопливо выезжающая с металлургического завода «Реп-y-Darren» в Южном Уэльсе, окажет такое огромное влияние... 
    Читать полностью

  • Северная Африка

    Пустынный рельеф Алжира делал внедрение тепловозов неизбежным, и американские тепловозы вытеснили паровозы в 1950-х гг. Электрификация началась в 1932 г. на линиях для... 
    Читать полностью

  • Южная Африка

    Поставки паровозов в Южно-Африканскую Республику (Южно-Африканский Союз, 1910 — 1962 гг.) продолжались до конца 1960-х гг. Самыми эффектными паровозами после второй мировой... 
    Читать полностью