Северная Африка

Автор: | 28.04.2017

Пустынный рельеф Алжира делал внедрение тепловозов неизбежным, и американские тепловозы вытеснили паровозы в 1950-х гг. Электрификация началась в 1932 г. на линиях для перевозки железной руды, там эксплуатировалось около 40 электровозов.

АФРИКА: ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ И ВНЕДРЕНИЕ ТЕПЛОВОЗОВ

В Марокко (Магриб, «Дальний Запад») электрификация началась еще в 1927 г. Сегодня 50% протяженности железных дорог страны электрифицировано. Используется современная система с контактной сетью постоянного тока напряжением 3 кВ. На неэлектрифи-цированных участках эксплуатируются тепловозы.

В Тунисе в столице страны организовано оживленное пригородное сообщение по линиям со стандартной и метровой шириной колеи. Эта страна давно и старательно реанимирует старые линии и строит новые с метровой и стандартной шириной колеи.

На железных дорогах Египта тепловозы были внедрены за последние 20 лет. Грузовые перевозки сократились, зато пассажирские пользуются популярностью. Вкладываются средства в строительство двухпутных линий, в восстановление заброшенных железных дорог и в строительство новых. На балансе Egyptian State Railways (ESR) состоит около 350 тепловозов.

Завод «North British, Глазго, Шотландия, поставил в Судан 42 паровоза типа 4-8-2 класса 500, работавших на нефти. Это была последняя крупная партия паровозов, построенная North British, и последний заказ, размещенный железными дорогами «Sudan Railways.

Внедрение тепловозов на магистралях началось в 1959 г., когда поступили локомотивы с осевой формулой Со-Со компании «English Electric. Они поразительно напоминали машины «Реак» компании «British Rail». Ни один участок не электрифицирован. На железных дорогах Sudan Railways эксплуатируются, в основном, тепловозы, но на некоторых линиях еще служат паровозы, особенно на юге, где распространены паровозы класса 500, а также паровозы «Pacific» и «Micado» с малой нагрузкой от оси на рельсы.

 

ЗАПАДНАЯ АФРИКА: ЗАПУСТЕНИЕ И СИЛА КОЛИ

Читайте также:  Помимо паровозов «Pacific», для ведения пассажирских экспрессов использовали паровозы типа 4-6-0, которые стали появляться в больших количествах в начале XX в. К 1923 г. модели типа 4-6-0 с двумя и четырьмя цилиндрами широко распространились и, в основном, вытеснили паровозы «Atlantic». Только в 1933 г. первый Станьера смог отобрать у паровозов типа 4-6-0 титул самого мощного для ведения пассажирских экспрессов. Последний расцвет паровозов типа 4-4-0 пришелся на 1930 г., когда на британской железной дороге Southern Railway стали использовать трехцилиндровые паровозы класса «Schools», самые быстрые из когда-либо работавших в стране паровозов с такой конструкцией колес. С середины 1930-х гг. паровозы типа 4-6-0 стали все чаще использовать как основу для мощных паровозов грузопассажирского класса. В этом качестве они продолжали играть важную роль в обслуживании железнодорожных магистралей. Поскольку на британских железных дорогах были предпочтительны регулярное сообщение и относительно легкие поезда, паровозы типа 4-6-0, несмотря на ограниченную емкость огневой коробки, были способны, работая на угле доступного качества, обеспечить мощность и сцепление, необходимые для большинства скорых поездов, до окончания эры паровой тяги. Следующий логичный шаг - переход к типу 4-8-0 - так и не был сделан, хотя такие предложения высказывались.

Сьерра-Леоне — самая крупная и наиболее многонаселенная страна, полностью потерявшая свои железные дороги. Протяженность сети составляла 515 км (320 миль эксплуатационной длины). В 1955 г. компания «Веуег Реасоск», Манчестер, Англия, поставила в страну паровозы типа 4-8-2+2-8-4 системы Гаррата. В последующие годы также были получены тепловозы с гидравлической передачей. Вскоре после того как Сьерра-Леоне обрела независимость от Британии в 1961 г., железные дороги пришли в запустение.

То же самое могло произойти в Гане, но воля сохранить железные дороги возобладала вопреки огромным экономическим и управленческим сложностям, и сейчас железнодорожная сеть, которая была под угрозой разрушения, восстанавливается. Все некогда элегантные паровозы исчезли во чреве крупного ганского сталелитейного завода в морском порту Тема. Все перевозки выполняют тепловозы. Некоторые инженеры железных дорог Ghana Railways считают, что простота паровозов лучше подходила для условий Ганы, чем более сложная конструкция тепловозов с электрической передачей. Это мнение часто бытует в развивающихся странах.

Самая крупная железнодорожная сеть Западной Африки существовала в Нигерии. Однако обилие нефти предопределило огромную конкуренцию со стороны автомобильного транспорта. Это сильно пошатнуло значение железных дорог. В 1980-х гг. железнодорожная сеть имела всего 50 магистральных тепловозов в рабочем состоянии. Как и в Гане, железные дороги возвращаются к жизни с иностранной помощью.