Советские паровозы

В начале XX в. русскими инженерами много было сделано в области усовершенствования типов паровозов.

Лев Сергеевич Лебедянский (1898 -1968) — выдающийся советский инженер-локомотивостроитель, под руководством которого были созданы известные паровозы ФД, ИС, Л, П34, П36, тепловозы ТЭ50, ТЭП60, газотурбовозы Г1 и ГШ и др.

На Путиловском заводе были построены оригинальные быстроходные пассажирские паровозы серии У, на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПРЗ), первом специализированном заводе в России — паровозы типа 1-4-0 серии Щ. Брянский завод выпускал пассажирские паровозы типа 2-3-0 серии Б, Коломенский завод — такого же типа паровозы серии К. Сормовский завод в 1911 г. построил мощный по тому времени пассажирский паровоз типа 1-3-1 серии С, ставший прототипом широко распространенного паровоза Су. Луганский завод в 1912 г. построил мощный грузовой паровоз типа 0-5-0 серии Э — лучший из всех эксплуатировавшихся в то время паровозов, долгие годы водивший поезда на наших железных дорогах.

Советскими конструкторами и паро-возостроителями в 1931 г. был создан самый мощный в Европе грузовой паровоз типа 1-5-1 серии ФД.

В 1934 г. на ХПРЗ был построен паровоз типа 1-5-0 серии СО. Паровозы этой серии строили на различных заводах до 1950 г. Они имели большее распространение на сети дорог. Коломенский завод совместно с Харьковским с 1936 по 1941 г. выпускал паровозы СО с устройством для конденсации отработавшего пара.

В 1950 г. Коломенский завод выпустил первый опытный мощный пассажирский паровоз типа 2-4-2 (П36), обладающий высокими эксплуатационными качествами. Несколько таких паровозов было построено в 1953 г., а в 1955 г. было начато их серийное производство.

На Ворошиловградском паровозостроительном заводе в 1952 г. был построен модернизированный паровоз Л типа 1-5-1 (с задней тележкой), оборудованный водоподогревателем и особым устройством (увеличителем сцепного веса) для временной передачи нагрузок с бегунковой и поддерживающей осей на движущие оси. В 1955 г. начата серийная постройка этого паровоза, которому присвоена серия ЛВ. На этом же заводе в 1954 г. были построены три опытных грузовых паровоза типа 1-5-1 с нагрузкой от оси на рельс 21 т, с роликовыми подшипниками, увеличителем сцепного веса и водоподогревателем.

В 1935-1942 гг. Коломенский и Ворошиловградский заводы выпускали магистральный пассажирский паровоз типа 1-4-2 серии ИС («Иосиф Сталин», с 1962 г. — ФДп), по многим деталям унифицированный с грузовым паровозом ФД, на момент создания самый мощный пассажирский паровоз в Европе, обладатель премии Гран-при на Всемирной выставке 1937 г. в Париже.

Ввиду низкой экономичности постройка паровозов в нашей стране с 1956 г. прекращена.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

  • Паровозы, сохранившиеся по всему миру

    Вряд ли Ричард Тревитик понимал в 1804 г., что неуклюжая машина, неторопливо выезжающая с металлургического завода «Реп-y-Darren» в Южном Уэльсе, окажет такое огромное влияние... 
    Читать полностью

  • Северная Африка

    Пустынный рельеф Алжира делал внедрение тепловозов неизбежным, и американские тепловозы вытеснили паровозы в 1950-х гг. Электрификация началась в 1932 г. на линиях для... 
    Читать полностью

  • Южная Африка

    Поставки паровозов в Южно-Африканскую Республику (Южно-Африканский Союз, 1910 — 1962 гг.) продолжались до конца 1960-х гг. Самыми эффектными паровозами после второй мировой... 
    Читать полностью