Железные дороги в Северной Африке

Хотя первая в Северной Африке рельсовая дорога на паровой тяге была построена в Египте в карьере Эль-Декхейла близ Александрии в 1838 г., первой железной дорогой общего пользования в регионе стала проложенная британцами линия Каир — Александрия, которая открылась в 1854 г. К 1870 г. железная дорога Egyptian State Railway (ESR) получила смешанную партию из 241 паровозов, которая включала машины более 50 типов от 16 производителей из пяти стран мира. Помимо привычных, было несколько экзотических паровозов класса люкс типа 2-2-4Т для перевозки посещающих страну королевских особ.

 

ЛОКОМОТИВЫ Ф. X. ТРЕННТИКЛ В ДОЛИНЕ

После британской оккупации долины Нила в 1882 г. железные дороги были переданы в управление Ф. X. Тревити-ку, внуку корнуоллского изобретателя. Первые новые паровозы, которые он начал эксплуатировать, повторяли концепцию железной дороги Great Western: имели внутренние цилиндры и прочные двойные рамы. Такие рамы были жизненно необходимы, чтобы справляться с неровностями на египетских путях. Для лучшего и быстрого сообщения Тревитик заказал у Китсона и франко-бельгийской компании «La Соуёге» 25 паровозов типа 2-2-2. Эти выносливые паровозы стали последними с одной ведущей колесной парой, которые эксплуатировались в Африке. Некоторые из них использовались вплоть до второй мировой войны.

 

ФРАНЦУЗСКИЕ МОДЕЛИ В АЛЖИРЕ

Строительство алжирской железной дороги было поручено французской компании «French Paris, Lyons & Mediterranean Company (PLM) в 1863 г. Для начала железнодорожного сообщения были привезены подержанные локомотивы типа PLM 0-6-0 характерной французской конструкции. Некоторым из этих внушительных паровозов, например, паровозам компании французских железных дорог Societe Nationale des Chemins de Fer Algeriens (SNCFA) класса ЗВ, ЗЕ и 3F, было суждено прослужить на алжирских железных дорогах со стандартной шириной колеи почти до конца эры паровой тяги. Магистраль Алжир — Оран открылась в 1871 г., когда были поставлены дополнительные паровозы типа 0-6-0, а также удачные грузовые паровозы типа 0-8-0 классов 4А и 4С для подъема по уклонам крутизной 1:80 из Филиппвиля. Для рейсов между Алжиром и Тунисом стали использовать паровозы класса 0-6-0, построенные компанией «Batignolles». К 1883 г. работали 39 из них вместе с 18 паровозами типа 0-6-ОТ, построенными той же фирмой для маневровых работ и для отсыпки насыпей поездной тягой. На железной дороге Algerian Western длиной 300 км (184 мили) редкие рейсы совершали 26 паровозов типа 0-6-0, построенных компаниями «Fives Lille» и Эльзасским машиностроительным обществом SACM. В итоге они стали паровозами SNCFA типа 3L и ЗМ. В 1899 г. железная дорога Bone-Guelma Railway в восточном Алжире обратилась к Болдуину, чтобы приобрести десять готовых паровозов «Mogul» американского типа. Они хорошо показали себя, но в начале XX в. были перестроены в танк-паровозы.

 

БРИТАНСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ В ТУНИСЕ

Первая железная дорога в Тунисе была построена за счет британского капитала и оборудования и была частью программы по расширению британского влияния в регионе. Железнодорожная линия со стандартной шириной колеи была открыта от Туниса до Ла-Марсы в 1874 г. с использованием четырех небольших танк-паровозов компании «Sharp, Stewart типа 2-4-0. Итальянцы приняли управление линией в 1876 г. и руководили ею до 1898 г., когда ее получила компания «Algeria’s Bone-Guelma Со.». В 1895 г. под эгидой компании «Вбпе-Guelma» по прибрежным районам южного Туниса была проложена широкая сеть железных дорог с метровой шириной колеи. Для работы на этих железных дорогах был создан большой паровозный парк из 135 сочлененных паровозов системы Маллета. Больше нигде в Африке такое число подобных танк-паровозов в одном месте собрано не было . Первая партия из восьми паровозов типа 0-4-4 поступила от компании «Batignolles», чтобы начать работу, а в начале XX в. были поставлены более крупные паровозы.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

  • Паровозы, сохранившиеся по всему миру

    Вряд ли Ричард Тревитик понимал в 1804 г., что неуклюжая машина, неторопливо выезжающая с металлургического завода «Реп-y-Darren» в Южном Уэльсе, окажет такое огромное влияние... 
    Читать полностью

  • Северная Африка

    Пустынный рельеф Алжира делал внедрение тепловозов неизбежным, и американские тепловозы вытеснили паровозы в 1950-х гг. Электрификация началась в 1932 г. на линиях для... 
    Читать полностью

  • Южная Африка

    Поставки паровозов в Южно-Африканскую Республику (Южно-Африканский Союз, 1910 — 1962 гг.) продолжались до конца 1960-х гг. Самыми эффектными паровозами после второй мировой... 
    Читать полностью