Европейские паровозостроители XX в.

Одним из первых строителей паровозов в Европе был Маттиас фон Шеннер, архитектор железной дороги на конной тяге, связывавшей Ческе-Будеевице в Южной Богемии — центр пивоварения, который в то время носил немецкое название «Будвайз», и Линц, коммерческий центр в Верхней Австрии. Фон Шеннер в 1830-х гг. посетил Америку и испытал большое влияние паровозостроителя из Филадельфии Уильяма Норриса. Фон Шеннер вернулся домой и построил железнодорожную линию Вена — Раб, которая открылась в 1842 г.

 

Европейские паровозостроители, например, «Kuntze & Jurdens» из Германии, экспортировали свои паровозы в самые далекие страны, в том числе на Кубу.

 

Одной из самых продуктивных компаний была «Henschel & Sohn», заводы которой располагались в Касселе. Компания построила первый паровоз в 1848 г. Ее паровозы эксплуатировались на железных дорогах внутри страны и за рубежом.

 

Еще одним активным экспортером паровозов был Ричард Гартман из Хемница, расположенного у подножия Рудных гор и известного как «саксонский Манчестер».

 

Немецкая компания «BMAG» из Берлина первоначально называлась «Schwartzkopff», и это название нанесено на богато украшенную заводскую табличку.

 

Немецкий паровозостроитель «Rheinische Metalfrabrik» был менее известен. Компания находилась в Дюссельдорфе, столице земли Северный Рейн — Вестфалия и коммерческом центре промышленного района Рейн — Рур. Название компании видно на заводской табличке паровоза класса 20 типа 2-6-0, построенного в 1922 г. для югославских железных дорог Jugoslovenske Zeleznice (JZ).

 

Борзиг из Берлина был активным строителем паровозов для внутреннего и внешнего рынка.

 

Железная дорога Вена — Глогниц сразу после открытия в 1841 г. организовала собственную мастерскую для технического обслуживания эксплуатируемых паровозов и производства новых. Шотландский инженер Джон Хасуэлл руководил работами, и в том же году был выпущен его первый паровоз «Wien» (Вена ). В 1842 г. Вензель Гюнтер, работавший с Хасуэллом, перешел на должность управляющего на локомотивостроительный завод в Винер-Нойштадте. В 1844 г. Хасуэлл построил первый паровоз типа 4-4-0 для железной дороги Вена — Глогниц. Позже были построены два знаменитых паровоза — «Grosse Gloggnitzer (Большой глогницер) и «Kleine Gloggnitzer» (Малый глогницер). Конструкция последнего оказалась настолько удачной, что он водил пассажирские составы весом 160 тонн и грузовые составы весом 380 тонн между Мюрццушлагом на юго-востоке Винер-Нойштадта и Любляной.

 

АВГУСТ БОРЗИГ

Первый паровоз Августа Борзига, построенный в районе Моабит в Берлине, был готов для использования на железной дорогой Берлин — Анхальт в июле 1841 г. Железная дорога соединяла столицу Пруссии с прусским герцогством, которое в то время окружала территория Саксонии. В этом паровозе Борзиг пытался усовершенствовать американскую конструкцию типа 4-2-0 Норриса, добавив поддерживающую колесную пару позади огневой коробки, что способствовало распределению веса, но лишило паровоз жизненно необходимого сцепного веса на движущей колесной паре. В паровозе типа 2-2-2 «Beuth», построенном в 1843 г., который также предназначался для железной дороги Берлин — Анхальт, Борзиг воплотил лучшие английские разработки своего времени, используя многие решения Эдварда Бери в сочетании с наклонными наружными цилиндрами Стефенсона. Завод Борзига стал одним из самых продуктивных в Германии и поставлял паровозы на международный рынок.

Фирма «Henschel & Sohn» была основана в 1817 г. и располагалась в Касселе, тогдашней столице Вестфалии, которая позже стала частью прусской провинции Гессен-Насау. Фирма в 1848 г. выпустила первый паровоз «Drache» (Дракон). Это был паровоз типа 4-4-0 с гибридным внешним видом, в нем сочетались удлиненный котел и топка с сухопарником, предложенные Стефенсоном, и короткая база передней тележки системы Норриса. Объем производства Хеншеля был довольно скромным: не более восьми паровозов в год до 1860 г., когда появился пятидесятый паровоз фирмы. После расширения завода в 1865 г. производство пережило взлет.

 

Цилиндровый паровоз-компаунд типа 0-4-4Т системы Маллета с шириной колеи 700 мм на сахарной плантации острова Ява, построенный компанией «Ducroo & Brauns of Weesp» из Веспа, Голландия, в 1928 г.

 

Завод Борзига в Берлине активно выпускал паровозы для внутреннего и внешнего рынка. Один из паровозов производства этого завода — последний в мире работающий паровоз.

 

Артур Коппель основал свой завод для производства железнодорожного оборудования в 1885 г. Позже это привело к созданию компании «Orenstein & Koppel» — главного немецкого производителя промышленных узкоколейных паровозов. На снимке оригинальный паровоз, построенный Артуром Коппелем в 1898 г, паровоз типа 0-4-0 «Laurita» с емкостью для воды. Табличка на локомотиве гласит: «Primera Locomatora Chacao Paraguayo» («Первый локомотив в Чако, Парагвай»), Гран-Чако — равнина в центральной части Южной Америки, покрытая огромными болотами и редколесьем, площадь — 780000 кв. км (300000 кв. миль).

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

  • Паровозы, сохранившиеся по всему миру

    Вряд ли Ричард Тревитик понимал в 1804 г., что неуклюжая машина, неторопливо выезжающая с металлургического завода «Реп-y-Darren» в Южном Уэльсе, окажет такое огромное влияние... 
    Читать полностью

  • Северная Африка

    Пустынный рельеф Алжира делал внедрение тепловозов неизбежным, и американские тепловозы вытеснили паровозы в 1950-х гг. Электрификация началась в 1932 г. на линиях для... 
    Читать полностью

  • Южная Африка

    Поставки паровозов в Южно-Африканскую Республику (Южно-Африканский Союз, 1910 — 1962 гг.) продолжались до конца 1960-х гг. Самыми эффектными паровозами после второй мировой... 
    Читать полностью